- ИНДУССКАЯ МУЗЫКА
- О тональной системе индусов, делящей октаву на 22 части, см. Риман "Акустика", перевод Н Кашкина (стр. 37 и дал.). Более подробные сведения об и. м. "Allg. Mus.-Ztg", 1879 (о книге раджи Сауриндро Могуна "Hindu music" 1875), также Sir W. Jones "The musical modes of the Hindus" (1784, немец. перев. Дальберга "Über die Musik der. Inder", 1802) и Фр. Кризандера "Über die altindische Opfermusik" (Vierteljahrsschrift, f. M.-W. I, стр. 21 и слд.). Нотное письмо индусов, по-видимому, очень древнего происхождения; семь ступеней диатонической гаммы обозначаются слоговыми названиями: (для более низкой октавы повторяются те же знаки с прибавлением 0, для более высокой октавы с прибавлением . Кроме того существует множество обозначений для приемов игры и всевозможных украшений, при которых применяются промежуточные ступени гаммы и для объяснения которых теоретическая система делит октаву на 22 треть тона (sruti). В основании же индусская музыка вполне диатонична и в этом отношении соответствует нашей. Ритм, по-видимому, обозначается несовершенно, ибо в этой области имеются только знак для долгого выдерживания ноты (фермата) и знак для более скорого движения (allegro). Новейшее нотное письмо индусов (напр. у Тогоре См.) заимствовало у европейцев. тактовые штрихи; ноты в одно, два, три и четыре времени обозначаются посредством |, ||, |||, ||||; употребляется также знак повышения () и знак понижения . Исследование древней и-й м-и только теперь начинается. К указанной раньше литературе, следует добавить: В. A. Pingle "Indian music" (Бомбей, 1898); R. Simon. "Quellen zur indischen Musik Dàmadara" (Zeitschr. d. deutsch, morgenl. Gesellsch. Том 56, 1902); он же "Die Notationen des Samanatha" (Sitzungsberichte der К. bayrisch. Akad. d. Wissenschaft, 1903, III); он же "The compositions of Somanatha critically edited (1904; разбор Рунге обоих этих книг Monatshefte f. M. G. 1904); О. Abraham и B. v. Hornbostel "Phonographierte indische Melodien" (Internat. M. G., Sammelb. V. 3, 1904).
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.